24.05.2023
Отдание Пасхи
Совершая торжественное отдание Пасхи, в этот же день мы одновременно начинаем уже и предпразднство Вознесения Господня, молитвенно обращаемся к событиям всего земного пути Спасителя, который необходимо должен завершиться в этом небесном восхождении.
Господь в течение сорока дней после Своего Воскресения являлся ученикам, укреплял их в вере, наставлял к будущему служению, готовил к принятию благодати Святого Духа. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «В то время Христос уже не постоянно был с апостолами, – не так, как до воскресения. Заметь, не сказал: сорок дней, но: в продолжение сорока дней являясь им. Так как Христос являлся и опять скрывался. Для чего же так? Чтобы возвысить мысли учеников и не допустить их обращаться с Ним по-прежнему. И не без причины Он делал это, но потому, что тщательно заботился об устроении двух вещей, – о том, чтобы поверили воскресению, и чтобы, наконец, думали о Нем выше, чем о простом человеке» (Гомилии на Деяния Апостолов).
Сорок торжественных дней до отдания Пасхи призывают верующих подражать первым ученикам Господа: собираться в храме, петь песнопения прославляющие Его, соединяться с Ним в причащении Его божественных Тела и Крови. Но этот период является и временем особого духовного обучения Христом Своих последователей. «Было необходимо - пишет свт. Иоанн Златоуст, - чтобы воскресши Он являлся впредь в божественных чертах, а не в привычном для наблюдателей виде …Так, Он являлся ученикам в различных видах, с различными голосами, различной наружности. Часто являлся им и не был ими узнаваем. Явился бывшим с Петром на рыбной ловле и говорит им: Дети! есть ли у вас какая пища? (Ин. 21:5), и они не узнали Его ни по внешнему виду, ни по голосу; но Он говорит им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете (Ин. 21:6); они бросили – и поймали множество рыбы. Не узнавши Его по виду, они тотчас узнали по этому явлению силы; тогда-то евангелист Иоанн говорит Петру: Это Господь (Ин. 21:7), будучи убежден в том не зрением, но явлением силы» (Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа).
Так и мы призваны все это пасхальное время воспоминать божественное промышление о нашем избавлении от греха и смерти, жить в благодатном научении церковного общения, обретенного для всех спасительным подвигом Воскресшего Господа Иисуса Христа:
Сорок торжественных дней до отдания Пасхи призывают верующих подражать первым ученикам Господа: собираться в храме, петь песнопения прославляющие Его, соединяться с Ним в причащении Его божественных Тела и Крови. Но этот период является и временем особого духовного обучения Христом Своих последователей. «Было необходимо - пишет свт. Иоанн Златоуст, - чтобы воскресши Он являлся впредь в божественных чертах, а не в привычном для наблюдателей виде …Так, Он являлся ученикам в различных видах, с различными голосами, различной наружности. Часто являлся им и не был ими узнаваем. Явился бывшим с Петром на рыбной ловле и говорит им: Дети! есть ли у вас какая пища? (Ин. 21:5), и они не узнали Его ни по внешнему виду, ни по голосу; но Он говорит им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете (Ин. 21:6); они бросили – и поймали множество рыбы. Не узнавши Его по виду, они тотчас узнали по этому явлению силы; тогда-то евангелист Иоанн говорит Петру: Это Господь (Ин. 21:7), будучи убежден в том не зрением, но явлением силы» (Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа).
Так и мы призваны все это пасхальное время воспоминать божественное промышление о нашем избавлении от греха и смерти, жить в благодатном научении церковного общения, обретенного для всех спасительным подвигом Воскресшего Господа Иисуса Христа: