13.06.2024
Вознесение Господне.
В слове на этот великий христианский праздник свт. Епифаний Кипрский говорит такие слова:
«Украшение тела есть глава, а украшение праздников есть настоящее торжество. Мы празднуем ныне Вознесение Христово с плотью, в котором открывается как бы исполнение Господних праздников. Как глава делает все тело благообразным, так и настоящее торжество сияет чудесной красотой Божественной благодати. Но многие, не понимая важности сего праздника, не отдают ему надлежащего почтения.
…Итак, первый досточтимый и чудный праздник есть Христово Рождество по плоти. В самом деле, не чудно ли сошествие, или, лучше сказать, снисшествие к нам с небес Бога? Не чудесно ли, что Господь всех приемлет зрак раба, Всесодержащий рождается от бедной Матери?.. Второй праздник есть праздник Богоявления, гораздо более первого представляющий предметов созерцания: в первый – звезда возвещала о рождении Бога Слова; а во второй – Иоанн вопиял: Се Агнец, вземляй грехи мира (Ин. 1:29), и Сам Отец с небес подтвердил свидетельство Иоанново о Крещаемом: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф. 3:17). Но радость еще не была совершенна, пoелику смертное тело Христово не восприяло еще бессмертия чрез воскресение. Третий праздник после спасительных страстей есть Воскресение. Оно животворит тех, которые в крещении, омывшись кровью Христовой, возрождаются водой и Святым Духом. Воскресением Своим Господь восставил падший мир, и древле согрешившего Адама удостоил вечной жизни; древом Адам смерть вкусил: древом креста Христос миру жизнь дарует. И сей праздник справедливо предпочтен обоим предыдущими ибо в оный Бессмертный Своей смертью умертвил смерть и смертным даровал жизнь бессмертную
…Хотя и день Пятидесятницы, в который Святой Дух сошел на Апостолов, также приносит великую и неизъяснимую радость; но ныне, в день Вознесения, все исполнено совершеннейшего веселия. Ныне Господь наш, отверзший звездные небеса и сквозь тончайший воздух, вознесший земное в селения небесные, и все ангельские Силы, возбудивший к беспредельной радости, явил нам новое зрелище – плоть нашу, вознесенную на царский престол.
…Пастырь добрый, оставивши в небесных селениях девяносто девять овец – Ангелов, обрел овча заблудшее, возложил его на рамена Своего человеколюбия, и, достигши с ним небесного пристанища, принес его в дар Отцу Своему и сказал: «Отче! Я нашел заблудшее овча, которое змий–обольститель похитил своим лукавством и поставил на путь неправды, омрачивши в нем чистоту Боговедения скверною многобожия; итак, видя оное погрязшим в блате (греховной) жизни, Я простер Мою Божественную десницу и тотчас извлек его, – и, взявши на руки, измыл оное в струях иорданских, измовенное оросил благодатью Святого Духа; се ныне, восстав из мертвых, приношу Тебе дар, достойный Божества Твоего – словесное овча».
…Лучше, видя Творца неба, славьте величие Вознесшегося и дивитесь снисхождению человеколюбия Его, – дивитесь, как Он, соединив с Собой перстного человека, сделал его гражданином неба и обитателем горнего мира. О, куда вознес Он долу лежавшего! Что вы стоите и смотрите на небо? Господь приидет таким же образом. Каким? – Облеченный нашей плотью, открывши и ребро, копием прободенное, да воззрят иудеи нань, егоже прободоша (Зах.12:10; Ин.19:37). Да сподобимся и мы со дерзновением узреть лице Его, и участвовать в обетованных благах, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь»
…Итак, первый досточтимый и чудный праздник есть Христово Рождество по плоти. В самом деле, не чудно ли сошествие, или, лучше сказать, снисшествие к нам с небес Бога? Не чудесно ли, что Господь всех приемлет зрак раба, Всесодержащий рождается от бедной Матери?.. Второй праздник есть праздник Богоявления, гораздо более первого представляющий предметов созерцания: в первый – звезда возвещала о рождении Бога Слова; а во второй – Иоанн вопиял: Се Агнец, вземляй грехи мира (Ин. 1:29), и Сам Отец с небес подтвердил свидетельство Иоанново о Крещаемом: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф. 3:17). Но радость еще не была совершенна, пoелику смертное тело Христово не восприяло еще бессмертия чрез воскресение. Третий праздник после спасительных страстей есть Воскресение. Оно животворит тех, которые в крещении, омывшись кровью Христовой, возрождаются водой и Святым Духом. Воскресением Своим Господь восставил падший мир, и древле согрешившего Адама удостоил вечной жизни; древом Адам смерть вкусил: древом креста Христос миру жизнь дарует. И сей праздник справедливо предпочтен обоим предыдущими ибо в оный Бессмертный Своей смертью умертвил смерть и смертным даровал жизнь бессмертную
…Хотя и день Пятидесятницы, в который Святой Дух сошел на Апостолов, также приносит великую и неизъяснимую радость; но ныне, в день Вознесения, все исполнено совершеннейшего веселия. Ныне Господь наш, отверзший звездные небеса и сквозь тончайший воздух, вознесший земное в селения небесные, и все ангельские Силы, возбудивший к беспредельной радости, явил нам новое зрелище – плоть нашу, вознесенную на царский престол.
…Пастырь добрый, оставивши в небесных селениях девяносто девять овец – Ангелов, обрел овча заблудшее, возложил его на рамена Своего человеколюбия, и, достигши с ним небесного пристанища, принес его в дар Отцу Своему и сказал: «Отче! Я нашел заблудшее овча, которое змий–обольститель похитил своим лукавством и поставил на путь неправды, омрачивши в нем чистоту Боговедения скверною многобожия; итак, видя оное погрязшим в блате (греховной) жизни, Я простер Мою Божественную десницу и тотчас извлек его, – и, взявши на руки, измыл оное в струях иорданских, измовенное оросил благодатью Святого Духа; се ныне, восстав из мертвых, приношу Тебе дар, достойный Божества Твоего – словесное овча».
…Лучше, видя Творца неба, славьте величие Вознесшегося и дивитесь снисхождению человеколюбия Его, – дивитесь, как Он, соединив с Собой перстного человека, сделал его гражданином неба и обитателем горнего мира. О, куда вознес Он долу лежавшего! Что вы стоите и смотрите на небо? Господь приидет таким же образом. Каким? – Облеченный нашей плотью, открывши и ребро, копием прободенное, да воззрят иудеи нань, егоже прободоша (Зах.12:10; Ин.19:37). Да сподобимся и мы со дерзновением узреть лице Его, и участвовать в обетованных благах, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь»