04.12.2023
Введение во храм
Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.
Из слова на праздник святителя Тарасия Константинопольского:
«Ныне светлое и преславное торжество. Ныне предуготовляется жилище прежде всех веков предопределенного и в последние времена имеющего открыться таинства. Ныне по обетованию рожденная от Иоакима и Анны приносится ими в честный дар Тому, Кто потом благоволил родиться от Нее. Ныне, как начало радости, вводится во храм трилетствующая, и девы предшествуют Ей со светильниками. Ныне, как дар, вносится во святое святых Та, Которая отъяла древнюю клятву. Ныне предвозвещенная пророками, в сопровождении первосвященника и пророка Захарии, восходит во святое святых: куда он единожды в год входил с боязнию, там Она деннонощно пребывала безбоязненно. Кто не подивится этому преславному чуду? Это – предызображение Божия благоволения, это – запечатление нашего обновления. Это – изменение терноносной жизни нашей и древнего изречения: «проклята земля в делех твоих»; «умножу печали твоя и воздыхания твоя». Итак, мы, верные, празднуем всечестный праздник – светлое торжество, озарившее мир таинственным.
…Святой Захария пророк Божий возвел Ее во святилище и представил Богу. Родители Иоаким и Анна в радости сердца пошли из храма. Мария же, прошедши годы детства, в одиночестве служила Создателю и, во храме пребывая ежедневно, поведение мирское почитала как бы плетением паутинным, – и достигая блаженства небесного, отрекалась богатства земного, – и каждодневно созерцая радость ангелов, стояла выше попечений житейских, – и видя непрестанно Духа Святаго, невидимо избегала множества худых дел. Дева принимала пищу ангельскую чрез ангела и, служа Творцу храма, неба и земли, со благодарением в свободе духа говорила: «воспою Тебе, Всевышний, Создатель, за то, что Ты отъял поношение праматери Моей Евы и по неизреченному Твоему милосердию имеешь ниспослать Единородного Твоего Сына на землю, дабы Он пожил с человеками! Чрез вместилище Его я соделаюсь чистою и непорочною».
...О, дивное чудо! О, несказанная премудрость!.. Как же мы назовем Марию Деву? Небом: ибо Она вместила в Себе Творца неба и земли. Солнцем: ибо Она, светлейшая солнца, родила Солнце правды. Луною: ибо Она, несравненная красота, родила плод красоты – Христа. Облаком: ибо Она носила на руках Владычествующего облаками. Светильником: ибо Она возжгла свет во тьме и сени седящим. Троном: ибо Она от Духа Святаго зачала Царствующего невидимо на троне Отеческом. Жемчугом: ибо Она смертным уготовала многоценный жемчуг. Раем: ибо Она отверзла Едем осужденным и вводит их в царствие вечное. Горою: ибо Она без стонов вместила Того, Кто повелевает «горам дымиться». Землею: ибо Она безболезненно носила Того, Кто повелевает земле трястись. Трапезою: ибо Она матерински питала млеком Того, Кто ниспосылает пищу нам. Морем: ибо Она Своими устами целовала Того, Кто сочетал воды во едино… Преславная Дева Мария преестественно родила Бога и человека; и мы целуем честнoе изображение Ея, как Матери Того, Кто имел с нами плоти Своей общение и из мертвых воскрес. Мы по достоинству покланяемся образу Родившей-Всесвятой: ибо Она, воистину, Свята, как неизреченно родившая Единого Святаго».
«Ныне светлое и преславное торжество. Ныне предуготовляется жилище прежде всех веков предопределенного и в последние времена имеющего открыться таинства. Ныне по обетованию рожденная от Иоакима и Анны приносится ими в честный дар Тому, Кто потом благоволил родиться от Нее. Ныне, как начало радости, вводится во храм трилетствующая, и девы предшествуют Ей со светильниками. Ныне, как дар, вносится во святое святых Та, Которая отъяла древнюю клятву. Ныне предвозвещенная пророками, в сопровождении первосвященника и пророка Захарии, восходит во святое святых: куда он единожды в год входил с боязнию, там Она деннонощно пребывала безбоязненно. Кто не подивится этому преславному чуду? Это – предызображение Божия благоволения, это – запечатление нашего обновления. Это – изменение терноносной жизни нашей и древнего изречения: «проклята земля в делех твоих»; «умножу печали твоя и воздыхания твоя». Итак, мы, верные, празднуем всечестный праздник – светлое торжество, озарившее мир таинственным.
…Святой Захария пророк Божий возвел Ее во святилище и представил Богу. Родители Иоаким и Анна в радости сердца пошли из храма. Мария же, прошедши годы детства, в одиночестве служила Создателю и, во храме пребывая ежедневно, поведение мирское почитала как бы плетением паутинным, – и достигая блаженства небесного, отрекалась богатства земного, – и каждодневно созерцая радость ангелов, стояла выше попечений житейских, – и видя непрестанно Духа Святаго, невидимо избегала множества худых дел. Дева принимала пищу ангельскую чрез ангела и, служа Творцу храма, неба и земли, со благодарением в свободе духа говорила: «воспою Тебе, Всевышний, Создатель, за то, что Ты отъял поношение праматери Моей Евы и по неизреченному Твоему милосердию имеешь ниспослать Единородного Твоего Сына на землю, дабы Он пожил с человеками! Чрез вместилище Его я соделаюсь чистою и непорочною».
...О, дивное чудо! О, несказанная премудрость!.. Как же мы назовем Марию Деву? Небом: ибо Она вместила в Себе Творца неба и земли. Солнцем: ибо Она, светлейшая солнца, родила Солнце правды. Луною: ибо Она, несравненная красота, родила плод красоты – Христа. Облаком: ибо Она носила на руках Владычествующего облаками. Светильником: ибо Она возжгла свет во тьме и сени седящим. Троном: ибо Она от Духа Святаго зачала Царствующего невидимо на троне Отеческом. Жемчугом: ибо Она смертным уготовала многоценный жемчуг. Раем: ибо Она отверзла Едем осужденным и вводит их в царствие вечное. Горою: ибо Она без стонов вместила Того, Кто повелевает «горам дымиться». Землею: ибо Она безболезненно носила Того, Кто повелевает земле трястись. Трапезою: ибо Она матерински питала млеком Того, Кто ниспосылает пищу нам. Морем: ибо Она Своими устами целовала Того, Кто сочетал воды во едино… Преславная Дева Мария преестественно родила Бога и человека; и мы целуем честнoе изображение Ея, как Матери Того, Кто имел с нами плоти Своей общение и из мертвых воскрес. Мы по достоинству покланяемся образу Родившей-Всесвятой: ибо Она, воистину, Свята, как неизреченно родившая Единого Святаго».
Фото






